Тел: +7(499)271-50-80 | Факс: +7(499)271-50-79 | Mail: info@ea-studies.ru




90-летие таджикского кино отметили в Согдийской области

Категория: НОВОСТИ / Таджикистан / МЕРОПРИЯТИЯ / Таджикистан | Автор материала: Auctor | Дата: 8-11-2019, 12:25

31 октября 2019 года состоялось очередное 116 заседание медиа-клуба «Согдиана», посвященное 90-летию таджикского кино, на тему «Роль дружбы народов в становлении таджикского кино». В мероприятии приняли участие журналисты и эксперты, представители общественных организаций, студенты худжандских вузов, преподаватели школ и высших учебных заведений, слушатели «Школы молодого журналиста».
Открывая заседание, модератор Исокджон Закиров отметил, что «история доказывает, что именно в период строительства социализма Таджикистан достиг огромного культурного прогресса. Президент страны Эмомали Рахмон подчеркивает: «Говоря о новейшей культуре таджиков, было бы справедливо остановиться на достижениях нашего народа в период его вхождения в составе Советского Союза. В тех исторических условиях, ставших для нашего народа поистине судьбоносным периодом, когда стоял вопрос о существовании или исчезновении нации, нашего языка и культуры с политической карты, нашлось много славных представителей просвещения, интеллигенции, которые сплотились под знаменем борьбы за исторические прошлое, настоящее и будущее нации, её языка, литературы и культуры, одержали выдающуюся победу в противоборстве с недругами таджикского народа». В этом ракурсе передовая молодежь Таджикистана вписала яркую страницу в зарождении и развитии киноискусства республики».
По словам профессора Вахоба Набиева, в практической работе по формированию таджикского кинематографа исходили из того, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». «А в условиях Таджикистана оно имело чрезвычайно большое значение, – подчеркнул В. Набиев. – На первом Всесоюзном партийном киносовещании при ЦК ВКП(б) в марте 1928 г. указывалось, что «… важнейшее значение имеет кино… для восточных народностей, где при малограмотности громадного большинства населения, недостаточном его школьном обслуживании, кино должно играть большую роль по усилению культурного развития трудящихся масс».
Он кратко рассказал об основных моментах в становлении кинопроизводства в Таджикской ССР.
Первый фильм – выпуск киножурнала «Советский Таджикистан» был снят комсомольскими работниками Василием Кузиным и Артемом Шевичом и Николаем Гезулиным (заведующим политпросветом Наркомата просвещения Таджикистана) – был снят в 1929 году. В следующем году А. Шевич (оператор) и Н. Гезулин (режиссер) выпустили два короткометражных фильма: «Хроника посевной». Эти фильмы имели большое значение для воспитания молодежи. Спустя полвека, на торжественном собрании, посвященном 50-летию таджикской кинематографии, первый секретарь ЦК КП Таджикистана Джаббор Расулов говорил: «Люди старшего поколения помнят, какое волнующее чувство испытывали мы, тогдашняя молодежь, когда смотрели хроникальные и документальные кадры – о первых тракторах, прибывших в Таджикистан, о строительстве дорог, каналов, предприятий, об успехах колхозников».
ЦИК Советов и СНК Таджикской ССР своим постановлением от 16 апреля 1930 г. «О развитии кинопроизводства и об усилении политико-просветительной киноработы» выделили значительные средства на расширение киносъемок, приобретение аппаратуры, пленок, химикатов, сценариев и другие расходы. Предусматривалось начать подготовку кадров киноработников как при кинопроизводственном бюро, так и путем направления молодежи в кинематографические учебные заведения. Центральный Комитет КП (б) Таджикистана принял постановление, имевшее решающее значение для дальнейшего развития киноискусства «О подготовке и воспитании творческих работников кинематографии». Первые студенты из Таджикской ССР (В.П. Хабур и Г. Бахор) были направлены на учебу в Москву уже в 1930 г. и в этом же году был образован трест «Таджиккино» (с 1961 года – «Таджикфильм»).
Исключительно важную роль в истории республики, в том числе и в развитии кино, сыграл I Учредительный съезд Компартии Таджикистана (июнь 1930 г.). На съезде, наряду с другими, был рассмотрен вопрос о культурном строительстве в республике. Решение съезда о культурном строительстве явилось развернутой программой развития кинопроизводства и кинофикации в республике, оно способствовало повышению уровня идеологической работы и усилению влияния партийных органов в кинематографии.
В организации производства кинофильмов, в работе киностудии «Таджикфильм», в повышении мастерства киноработников республики велика роль бескорыстной помощи киностудий Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента. Уже в 1931 г. в республике оформился небольшой отряд профессиональных русских киноработников, прибывших в Таджикистан для оказания помощи в развитии кино. В этом же году он пополнился выпускниками ВГИК и работниками кинохроники Л. Почориной, А. Левингтоном, Л. Сазоновым. Это дало возможность приступить к созданию первого таджикского художественного фильма «Когда умирают эмиры», посвященного одной из актуальных тем для Таджикистана – коллективизации.
Журналист газеты «Сугд хакикати» Облокул Мусоев рассказал о работе хронистов, которые уделяли много внимания вопросам культурного строительства. «Один из номеров журнала (№1, 1931 г.) назывался «Таджикистан» или «День культатаки в Душанбе 3 февраля 1931 г.». В нем отображалось важное событие в истории просвещения республики. ЦК комсомола республики, Наркомат просвещения и Союз работников просвещения подписали социалистический договор на штурм бескультурья, за культурную революцию. В результате прилива молодых кинематографистов стал регулярно выходить киножурнал «Советский Таджикистан». За 2 месяца 1929 г. было выпущено 2 номера хроники, в 1930-1931 гг. вышли 18, в 1932 году – 24, в 1933 г. – 36 номеров».
Участники заседания отметили, что в начале 30-х годов «Таджиккино» пополнился новыми высококвалифицированными кадрами. В Сталинабад прибыли выпускники Всесоюзного государственного института кинематографии, члены ВЛКСМ, режиссеры Камил Ярматов, Владимир Хабур, сценарист Николай Рожков и молодой режиссер Гуломризо Бахор.
В 1932 г. студия «Таджиккино» приступила к созданию второго художественного фильма «Эмигрант» по мотивам одноименного произведения Г.А. Эль-Регистона и сценарию Н. Искрицкого. Режиссером фильма был ученик знаменитых мастеров советского кино С.М. Эйзенштейна, В. Пудовкина и А. Кулешова, первый таджикский кинорежиссер К. Ярматов. В подготовке фильма «Эмигрант» участвовала первая молодая таджикская киноактриса Софья Туйбаева. Выход этого фильма на экран в 1934 г. показал способность молодых таджикских кинематографистов к созданию кинопроизведений большой художественной силы. Фильм «Эмигрант» был признан лучшим фильмом таджикской кинематографии в 1933–1935 гг. и, по мнению Главного Управления кинофикации СССР, считался: «…ведущим кинофильмом в Средней Азии».
Студенты-участники «Школы молодого журналиста» говорили о том, что в целях подготовки местных сценаристов в 1935 г. при Управлении кино-фото-промышленности была организована сценарная мастерская. Первую лекцию молодым сценаристам прочитали заслуженные деятели искусств Л.В. Кулешов, С. Розал и писатель Осип Брик.
«Для совершенствования мастерства молодые киноработники были прикреплены к ведущим кинодраматургам страны, направлялись в научные командировки на лучшие кинофабрики СССР. В 1935 г. данную экспериментальную мастерскую под руководством Л. Кулешова закончили семь человек, трое из них для повышения своей квалификации были направлены в Москву, – указывалось в сообщении. – Новый этап в истории таджикского киноискусства начался в 1935 г., когда перешли к звуковому кино. Первыми звуковыми фильмами были журналы кинохроники «Советский Таджикистан».
В феврале 1936 г. в «Таджиккино» завершилась съемка звукового фильма из двух частей «Душанбе-Сталинабад», который снял молодой талантливый режиссер Гуломризо Бахор.
Во второй половине 30-х годов студия пополнилась группой молодых кинодокументалистов: операторами Б. Синеоковым и Ибрагимом Барамыковым.
Наряду с этим была налажена подготовка кадров через курсовую сеть непосредственно на месте. При «Таджиккино» (с 1938 г. – Сталинабадской киностудии) были организованы курсы по подготовке киноработников из числа таджиков. Учитывая потребности республики в киноактерах, 19 февраля 1936 г. Секретариат ЦК ЛКСМ Таджикистана принял постановление «О наборе учащихся на курсы кино» и обязал комитеты комсомола провести последовательную работу по отбору и направлению талантливых юношей и девушек на учебу на курсы подготовки киноработников. Согласно разнарядке, комитеты комсомола 22 районов и городов республики должны были командировать на учебу 83 человека, в том числе 15 девушек.
Выполняя решение ЦК ЛКСМ Таджикистана, комсомольские организации провели большую агитационно-разъяснительную работу среди юношей и девушек. В результате комсомольская организация Сталинабада направила на учебу 16 комсомольцев, Ленинабада – 6, Пенджикента – 8, Янгибазара – 4 и т.д.
В 1936 г. воспитанники курсов по подготовке киноработников студии «Таджиккино» молодые ассистенты операторов Ф. Ишанов, Ш. Султанов, Н. Тиллоев, ассистент режиссера К. Олими, ассистент по монтажу Б. Сатторова пополнили ряды таджикских кинематографистов. Каждый из них своим напряженным творчеством, созданными произведениями внес важный вклад в развитие таджикского кино», – отметили студенты.
На заседании говорилось о том, что в апреле 1938 г. в «Таджиккино» работало 66 человек, основные производственно-творческие кадры составляли 48 человек, 18 из которых являлись представителями местной национальности. Все это способствовало появлению первых звуковых художественных картин студии «Таджикфильма». В 1939 г. был снят первый звуковой художественный фильм «Сад» по сценарию Л.Соловьева. Вместе с опытными московскими актерами – заслуженным артистом РСФСР С. Новолянским, артистами А. Чаргониным, Ю. Федоровским в главных ролях снимались молодые таджикские артисты драматического театра им. А. Лахути Х. Сакиджанова, С. Джураев, ассистент режиссера киностудии К. Алимов. В том же году киностудия выпустила второй художественный звуковой фильм «Друзья встречаются вновь» в постановке Камила Ярматова. Картина воскрешала события гражданской войны, вооруженную борьбу красноармейцев против басмачества. Для участия в кинофильме были приглашены такие известные советскому зрителю артисты, как О. Жаков, Г. Любимов, одну из главных ролей успешно сыграл таджикский артист К. Мухитдинов.
По словам директора телекомпании «Диер» Фирузы Мирджумаевой, «в период становления таджикского кино передовая молодежь, комитет комсомола киностудии, используя все формы и методы работы, способствовали росту творческой молодежи. В киностудии многие комсомольцы выполняли самую ответственную работу. Так, режиссер дубляжной группы Коробочкин удачно перевел звукозапись картины «Ленин в 1918 году» с русского на таджикский язык. В дубляже роль Ленина озвучил на таджикском языке молодой талантливый актер Асли Бурханов. Комсомолец В. Бурцев самостоятельно работал оператором по хроникальной съемке. До помощника режиссера выросла комсомолка М. Сатторова. Кроме своей основной режиссерской работы комсомольцы Зелеранский и Акубджанов писали сценарии, читали лекции по истории ВКП(б) и литературе».
«Дружба народов, бескорыстная помощь способствовали тому, что уже в 1940 г. ассистент оператора А. Тиллоев самостоятельно закончил съемку новой картины «На дальней заставе», в которой успешно сыграли молодые артисты А. Бурханов, А. Исматов, Х. Бабаханова. Этот фильм на всесоюзном конкурсе был удостоен третьей премии», – дополнила Ф.Мирджумаева.
Обсудив тему заседания, участники пришли к общему мнению, что развитию киноискусства в Таджикистане способствовала дружба народов. «Процесс становления и развития киноискусства свидетельствовал о росте культурного уровня таджикского народа, а таджикское кино стало мощным оружием в борьбе за воспитание нового поколения. Сегодня, когда таджикскому кино исполнилось 90 лет, важно помнить тех, кто стоял у истоков его рождения, кто своим трудом и искренней дружбой способствовал становлению и развитию киноискусства в Таджикистане», – подчеркивали участники заседания.




Медиа-клуб «Согдиана» организован Представительство российской некоммерческой организации Фонд Развития «Институт Евразийских Исследований» в Республике Таджикистан и действует при поддержке областной газеты «Согдийская правда». Основной целью работы медиа-клуба является объединение и консолидация журналистского сообщества с целью обучения и обмена опытом, взаимодействия с представителями органов государственной власти и экспертного сообщества, улучшения качества информирования населения России и Таджикистана о развитии процесса евразийской интеграции. Первое заседание состоялось 7 октября 2014 года.


Другие новости по теме



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ МОГУТ ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

90-летие таджикского кино отметили в...

31 октября 2019 года состоялось очередное 116 заседание медиа-клуба «Согдиана», посвященное 90-летию таджикского кино, на тему «Роль дружбы народов в становлении таджикского кино». В мероприятии...

90-летие таджикского кино отметили в Согдийской области...

31 октября 2019 года состоялось очередное 116 заседание медиа-клуба «Согдиана», посвященное 90-летию таджикского кино, на тему «Роль дружбы народов в становлении таджикского кино». В мероприятии...